Сергей Дергачев
Искусство стеба или стеб искусства:
соц-арт как направление постмодернизма



Современное искусство настолько многообразно, что порой, пытаясь разобраться в каком-то одном из его направлений, незамедлительно сталкиваешься с пресловутыми переплетениями различных жанров, ценность которых многими искусствоведами до сих пор ставится под сомнение.
Не исключением является и такой перформанс постмодернистской культуры как «соц-арт» — направление, возникшее в СССР в 70-х годах, в рамках так называемой альтернативной культуры, противостоявшей государственной идеологии того периода.

Но как определиться с оценкой данного вида искусства, как его понимать и, по возможности, им восхищаться?

Во всем этом нам поможет разобраться профессор ВолГУ Андрей Иванович Макаров, который в рамках лекции, прочитанной в Санкт-Петербургской галерее «В складчину», постарался рассмотреть все спорные стороны этого неоднозначного направления в современном искусстве.
Социалистический реализм и поп-арт — две стороны одной медали?
Так что же такое соц-арт? В чем причина его неоднозначности и привлекательности?

— Термин «соц-арт» был придуман двумя советскими художниками: Виталием Комаром и Александром Меламидом, — объясняет Андрей Иванович. — Именно этот термин смог полностью отразить то направление, которое придумали эти художники.

Соц-арт — это совокупность, абсолютно разных, на первый взгляд, течений: социалистического реализма, провозглашенного основным направлением в искусстве СССР и поп-арта — направления, зародившегося в западной части земного полушария.

Комар и Меламид долгое время ломали головы, как объединить социалистический реализм с его идеями народности, правдивости и идеалами победы над силами природы с поп-артом и его помешанностью на продуктах потребления.

— Но именно на этом стыке, на этой противоположности Комар и Меламид смогли уловить то, что в дальнейшем выразилось в их работах в наиболее полной форме, — уверяет Андрей Иванович. — Они почувствовали общий тон в социалистическом реализме и поп-арте. Насмешка и критика — вот что было одним из объединяющих культурных звеньев этих, на первый взгляд, не похожих друг на друга направлений.

Однако нужно было найти объект для критики и насмешки. И художники нашли его в таком культурно-социальном феномене, как перепроизводство материальных вещей.

— Но что в этом ужасного? — задается вопросом Андрей Иванович. — Разве плохо, что в магазинах могут быть тысячи или десятки тысяч товаров одного вида? Полное изобилие — выбирай, что хочешь.
Чтобы что-то выбрать, нужно самоограничиться, но человек общества потребления согласился на условия материального изобилия и отказался от данного ему выбора.
Но именно здесь и кроется главная проблема материального перепроизводства, которое появилось на Западе. Человек — существо небогатое на способы обработки информации, и поэтому из этого громадного изобилия стало сложно что-то выбрать. Чтобы что-то выбрать, нужно самоограничиться, но человек общества потребления согласился на условия материального изобилия и отказался от данного ему выбора.

Свободы больше нет. И именно в этом заключался кризис перепроизводства материальных вещей на Западе, породившее такое течение, как поп-арт.

— Но что насчет социалистического реализма? — возражает один из слушателей. — Что могло быть перепроизведено в стране, где главной экономической доктриной служила не идея свободного рынка, а плановая экономика?

— В социалистическом реализме произошло перепроизводство идеологической символики, — отвечает Андрей Иванович. — Ее стало слишком много, тогда как сама идеология окончательно исчезла в семидесятых годах XX столетия.

Таким образом, благодаря соединению поп-арта с его культом общества потребления и перепроизводства идеологической символики социалистического реализма рождается такой жанр как соц-арт.

Высмеивание, разрыв, обнажение без обнажения
— Перед нами две картины: «Происхождение живописи» и «Происхождение социалистического реализма». В чем сходство этих двух композиций? — задает Андрей Иванович вопрос аудитории?
Кто-то из участников лекции говорит, что это эротика, кто-то указывает на сходство обнаженных девушек, а кто-то и вовсе считает, что здесь изображен процесс соблазнения. И действительно, на обеих картинах нарисованы вдумчивые мужчины, которые безразлично относятся к девушкам, пытающимся изобразить что-то на стене напротив.

— В отличие от первой картины, в композиции «Рождение социалистического реализма» нет людей, — объясняет Андрей Иванович. — Картина отражает модели, кукольно сделанные и представленные в виде людей. И благодаря акценту на этом моменте, проявляется основной постмодернистский прием — подмена. Происходит так называемый разрыв.

Однако разрыв здесь — процесс не эстетический, скорее идеологический. Разрыв подразумевает какую-либо дисгармонию, хотя визуально на картине «Рождение социалистического реализма» Иосиф Сталин и девушка из XVIII века прекрасно сочетаются. Более того, нет никаких эстетических противоречий, которые могли бы возникнуть в случае неправильного изображения этих фигур. И именно в этой, казалось бы, эстетической гармонии вскрывается главная суть соц-арта: идеологический разрыв.

Так, по мнению Андрея Ивановича, соц-арт — это борьба на идеологическом поле, попытка с помощью эстетической гармонии, критической насмешки и юмора высмеять что-либо, свойственное всей постмодернистской культуре нашего времени.

Made on
Tilda