Таких разговоров с разными людьми у него, судя по всему, было множество, как с друзьями, так и с лечащими врачами. Нравоучения и советы Бродского утомляли и удручали — потому с каждым разом он все неохотнее шел к очередному кардиологу. Походы эти, тем не менее, с 1980-х годов стали частыми и неизбежными, становясь стрессом не только из-за плохих новостей о сердце, но и из-за необходимости вновь обороняться от атак по поводу вредной привычки поэта.
«Сигарета — мой Дантес», — пророчески написал он в одном шутливом стихотворении, в трех словах выразив и свою самую опасную слабость, и собственное место в русской поэзии. Хотя бы в этом не боясь показаться банальным, Пушкина Бродский почитал важнейшей фигурой русской литературы и, становясь старше, перечитывал все чаще — хотя сам поначалу писал под влиянием англоязычных авторов вроде Уистена Одена или Томаса Стернза Элиота. Как и Пушкин за 150 лет до него, Бродский заметно обновил русский литературный язык, открыв его навстречу любым заимствованиям — от лексики до поэтических ритмов. Как и Александр Сергеевич, Иосиф Александрович, по сути, покончил с собой: первый пошел на напрасный конфликт, второй — не справился с застарелой привычкой. Три пачки сигарет в день были нормой для него, и ни один инфаркт так и не заставил Бродского бросить курение дольше, чем на месяц.
Как вспоминает Бенгт Янгфельдт (автор одной из лучших книг о Бродском «Язык есть бог»), пилить Иосифа по поводу курения было делом бесполезным — а то и вовсе вредным, учитывая, как поэт-сердечник от этого раздражался. «Закуривая, Бродский всегда следовал одному и тому же ритуалу: он откусывал фильтр и отшвыривал его указательным пальцем, у себя дома прямо в камин, иногда попадая, иногда нет. Почему он покупал сигареты с фильтром, не совсем ясно», — пишет Янгфельдт. «Я все равно буду» — слова, ставшие словно бы девизом поэта с того самого момента, как с ним в последний раз поступили вопреки его воле — выгнав из Советского Союза.