Виктория Чернова
Мимезис и жертвоприношение как основа любой культуры


Мы много писали о культовых писателях прошлого столетия, которые вдохнули новую жизнь в слово «литература». В XX веке почти в каждой гуманитарной науке произошла своего рода революция — в психологии, социологии, философии, истории, антропологии. В этот раз мы расскажем о человеке, который перевернул сознание всего научного сообщества. Речь идет о французском критике и антропологе Рене Жираре и его теории жертвоприношения.
Из Франции в США
Рене Жирар родился в 1923 году во французском городе Авиньон. В 40-х он изучал историю Средних веков в Национальной школе хартий в Париже. В конце обучения защитил диссертацию на тему «Частная жизнь в Авиньоне во второй половине XV века». Уже в США он получил степень доктора философских наук (PhD). Рене Жирару удалось эмигрировать в Штаты благодаря годовому гранту, который он выиграл в Университете Индианы.

На момент получения докторской степени он уже был известным литературным критиком и преподавал сравнительную литературу (раздел истории литературы, изучающий международные литературные связи и отношения, сходство и различия между литературно-художественными явлениями в разных странах) в нескольких высших учебных заведениях США. Речь идет об Университете Джона Хопкинса, Университете штата Нью-Йорк в Буффало и Стэнфордском университете. Рене Жирар имел звание почетного доктора Амстердамского свободного университета, Падуанского университета и Сент-Эндрюсского университета. Весной 2005 года его избрали членом Французской Академии.

В 2015 году в возрасте 92 лет он умер в Стэнфорде.
Проверенный источник информации
Об этом авторе нам рассказал на парах по дисциплине «Культурологические основы СМИ» Александр Млечко, профессор кафедры журналистики и медиакоммуникации, доктор филологических наук. Сейчас Александр Владимирович вместе со своим коллегой, доцентом кафедры романо-германской филологии Александром Простовым занимается переводом работы Жирара «Путь древних, по которому шли люди беззаконные».

— Ценность теории Жирара трудно переоценить. Будучи маргинальным мыслителем, он смог сформулировать цельную, емкую, далекую от постмодернистского дискурса концепцию, достойную не только встать в один ряд с криптосоциологическими теориями Маркса, Ницше и Фрейда, но и «преодолеть» их. Все это достигается поразительной методологической ясностью и четкостью мысли Жирара — и это в то время, когда ничего принципиально нового в гуманитарном знании, казалось бы, и быть уже не может, — рассказывает Александр Млечко.
«Насилие и священное»
«Предпосылки безумия — подчас всего лишь особая чуткость к некоторым формам восприятия мира, присущим греческой трагедии, все более страшное чередование между сверхчеловеческой экзальтацией и часами, когда единственной реальностью кажутся пустота и отчаяние. Бог, посещающий поэта, открывается лишь затем, чтобы скрыться».
«Насилие и священное» — это главный труд Рене Жирара, написанный в 1972 году. В его основе теория о феномене жертвоприношения. По мнению французского антрополога, насилие и священное — это близкие, почти синонимичные понятия.

Любая культура начинается с жертвоприношения, за которое потом нация долгое время испытывает коллективное чувство вины. Главный пример такого жертвоприношения — это распятие Иисуса Христа, ставшее отправной точкой для появления крупнейшей религии современности. В своей работе автор разделяет такие понятия, как убийство и жертвоприношение. Не всякое убийство — это жертвоприношение, но всякое жертвоприношение — это убийство.
«Вещи, сокрытые от создания мира»
Никакая наука, никакая мысль не способны изобретать целые обряды и спонтанно конструировать такие системы, которые сохраняли бы свое постоянство вопреки явным различиям, как это делают религиозные системы человечества.
«Вещи сокрытые от создания мира» — эту работу мир увидел в 1978 году. На ее страницах Жирар впервые подробно рассказал о своей теории «миметического (подражательного) желания» (в некоторых источниках встречается вариант «миметического насилия»). Он доказывает, что вся история человечества — бесконечные и неудачные попытки приблизится к божественному. Священные тексты, традиции, торжественные обряды — это акты замещения. Так люди на бессознательном уровне пытаются управлять своими желаниями, часто прибегая к насилию. По мнению Рене Жирара, жертвоприношение, превращенное в обряд, — это единение всех самых ужасных инстинктов человека.

«Козел отпущения»
Физическая и моральная монструозность скреплены друг с другом в мифах, которые оправдывают гонение немощного. В этом не позволяет усомниться присутствие рядом с ними других гонительских стереотипов. Если бы такое сочетание встречалось редко, то мы еще могли бы сомневаться, но мы находим его в бесчисленных случаях — это насущный хлеб мифологии.
«Козел отпущения» — это книга более поздняя, написанная в 1982 году. Она представляет собой своеобразное резюме всех мыслей антрополога о теории «миметического насилия». В ее основе — всплеск насилия перерастающего в коллективное убийство выбранного социумом «козла отпущения». Здесь автор снова говорит о центральном месте в генезисе культуры феномене жертвоприношения. Во время проявления насилия из общества выводится весь негатив и напряжение. Таким образом, социум получает на какое-то время стабильность и порядок. По мнению Рене Жирара, вся культура — результат насилия, которые вышло наружу.

В «Козле отпущения» Рене Жирар много страниц отводит толкованию некоторых эпизодов Евангелия. Во время объяснения автор показывает, как механизм «козла отпущения» разоблачили и преодолели в Евангелии.
На обложке картина Рембранта "Жертвоприношение Исаака" 1635 год.
Made on
Tilda