Елизавета Додукова
От смерти до похорон: «Манчестер у моря»
Режиссёр Кеннет Лонерган
В конце марта в российский прокат вышел фильм «Манчестер у моря». Посмотреть его стоило хотя бы потому что он претендовал на победу сразу в шести категориях Оскара-2017, реально получив награды в двух — лучший оригинальный сценарий (Кеннет Лонерган) и лучшая мужская роль (актёр Кейси Аффлек).
Кажется, ни известный драматург Лонерган (автор "Маргарет", "Банды Нью-Йорка", "Анализируй это"), ни актерский состав не ожидали такого эффекта. Фильм долго был в разработке, и, кстати, не добился хорошего финансирования. Кейси Аффлек в одном из интервью признается: "Ты репетируешь сцену неделю, а затем тебе говорят, что полностью она сниматься не будет". Несмотря на это, при просмотре фильма не создается впечатления, что какие-то сцены не полные. Стоит отметить талант и Аффлека, который, по мнению многих критиков, принес фильму успех, и Кеннета Лонергана, именитого драматурга, который выступил одновременно сценаристом и режиссером "Манчестера". Здесь его можно сравнить с опытным хирургом, знающим, что можно удалить, чтобы пациент продолжал жить.

А теперь — к самой картине. Ли Чендлер обитает в комнатушке в подвале многоэтажного дома с маленьким окошком под потолком. В течение первых десяти минут мы видим Ли в роли грубоватого сантехника, слесаря, электрика и уборщика снега. Вечер он проводит в баре, всячески стараясь отстраниться от людей вокруг, или дома перед телевизором. Всё это больше напоминает существование, а не жизнь, но героя будто бы всё устраивает.

Его спокойствие прерывает звонок — старший брат оказался в больнице. Сцена этого телефонного разговора показательна для понимания характера Чендлера. Когда герой узнаёт об ухудшении здоровья брата, он не бросает лопату, которой только что чистил снег и не бежит к машине: внешне он по-прежнему спокоен. Продолжая контролировать свои эмоции, Ли направляется из Бостона в больницу соседнего города. Однако застать брата в живых ему не удаётся, и теперь Ли вынужден остаться в городке Манчестер-у-моря, чтобы разобраться с похоронами. Ситуация осложняется тем, что земля промёрзла так сильно, что раскопать её невозможно, и поэтому сам ритуал захоронения перенесён на весну. Ко всему прочему, герой узнаёт, что умерший оставил под его опеку своего 16-летнего сына Патрика. Это кажется Ли абсолютно невозможным.
Действие фильма протекает в течение этих двух-трёх месяцев, пока на улице тает снег. Не вдаваясь в подробности — в этом и состоит весь сюжет картины, остальное — детали, которые на самом деле и есть главное.

Почему Ли не может взять сироту под своё крыло, зрителю только предстоит узнать. На протяжении всего фильма режиссёр использует «флешбеки» — воспоминания о прошлой жизни: вот Ли со старшим братом и племянником рыбачит в открытом море, вот он приходит домой, где его ждёт любимая жена и трое очаровательных малюток, вот вечеринка, на которой его окружает огромное количество друзей. Образ весельчака Ли никак не соотносится с замкнутым и угрюмым человеком, которого мы видим сейчас.

Задумка режиссёра в том, что зритель параллельно наблюдает за прошлым и настоящим, синтезируя отдельные сцены. При этом кадры прошлого дополняются похоронной классической музыкой, звуки скрипки режут сердце, а фразы выстраиваются так, что, кажется, прошлое ведёт диалог с настоящим. Прошлое словно поясняет слова сегодняшнего Ли, оправдывая его, повторяющего: «Я не могу быть его опекуном. Просто не могу».
При всём этом в фильме отсутствуют «разговоры по душам». Патрик пытается понять, почему единственный близкий ему человек не хочет остаться с ним в Манчестере, но не получает достойного ответа. Фильм наполняют обрывистые диалоги, главный герой говорит только на необходимые бытовые темы, заикается и не договаривает фразы до конца.

Весь фильм зрителей преследуют образ замёрзшей земли, что становится метафорой души главного героя. Зима внутри него настолько затянулась, что, кажется, весна не наступит. Брат Ли перед смертью сделал последнюю попытку оживить мертвеца — он, как садовник, посадил в эту мертвую землю саженец — молодого Патрика с его рок-группой и школой, двумя девушками и многочисленными друзьями.

«Манчестер у моря» — это подлинная драма маленького человека. Здесь нет интриг, притворства и осуждения. Картина наполнена другими, более сильными чувствами — болью утраты, виной и опустошением. Фильму невозможно дать однозначную оценку — это так же бессмысленно, как оценивать горе. Ведь это кино — именно о горе, которое поглотило Ли Чендлера.

Made on
Tilda