Виктория Чернова
Философия в образовательном пространстве: ее прошлое и будущее


От многих педагогов я слышала, что буквально десять лет назад образовательная программа была совершенна другая, дисциплины преподавались в большем объеме и гораздо более содержательно. Наверное, сильнее всего от сокращений академических часов пострадала философия: на освоение столь уникальной и сложной дисциплины в нынешних учебных планах выделен один семестр, в течение которого предусмотрены еженедельные лекции и всего несколько семинарских занятий. Как сейчас преподают философию, что ждет ее в будущем? На эти и другие вопросы ответила доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии ВолГУ Светлана Токарева.
— Когда студенты приходят на первое занятие по философии, у каждого совершенно разные ожидания от предстоящего курса. Скажите, что такое философия?

— Философия многолика, поэтому сказать о ее сущности в двух словах не получится. На протяжении многих веков философия играла в культуре разные роли, при этом менялись ее формы, статус, восприятие в обществе. Философия является и образом жизни, и основой мировоззрения, и исследовательской практикой, и академической дисциплиной, и образом мышления. Хорошо, если при знакомстве с философией как учебной дисциплиной человек получает представление о разных сторонах и возможностях философского знания.

— Как долго философия существует в образовательном пространстве?

— Если не считать философских школ античности, для которых не очень подходит выражение «образовательное пространство», философия утверждается в системе западноевропейского образования со времен появления первых университетов, то есть с XII века. В средневековых университетах изучали теологию, медицину и юриспруденцию (по аналогии с тем, что у человека есть душа, тело и имущество). Овладение этими дисциплинами требовало, в свою очередь, философских знаний и навыков — риторики, логики и отчасти этики, составлявших части тогдашней схоластики. И хотя наиболее значительные философские системы долгое время после этого продолжали возникать вне университетской традиции, появление академической философии постепенно изменило ситуацию.
Здание Московского университета на Моховой в 1790-х гг.
В российском образовательном пространстве философия утвердилась после основания в середине XVIII века Московского университета. Однако положение академической российской философии не было прочным из-за нападок цензуры, и время от времени ее исключали из перечня учебных дисциплин, опасаясь, что приобщение молодежи к философии приведет к росту вольнодумства. Положение спасали преподаватели-энтузиасты, читавшие курсы философии, этики, логики, философии права не только для студентов, но и для вольнослушателей.

— Я учусь на филологическом факультете, у нас уже была философия. Мне всегда было интересно: у математиков, физиков и инженеров этот курс читают так же?

— Конечно, преподавание философии должно вестись с учетом профиля специальности студентов, их подготовки и запросов. Но в условиях нехватки часов выдерживать это требование очень сложно. В действующих государственных стандартах подготовки бакалавров филологии и физики общекультурная компетенция сформулирована одинаково: способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции.
Очень болезненно на преподавании философии сказалось сокращение семинарских занятий. За такое короткое время не всегда получается разобрать даже азы философии.
Понятно, что это позволяет унифицировать программы, укрупнять потоки, оптимизировать затраты на обучение. Однако сделать учебный процесс адресным в этих условия сложно.

Еще болезненнее на преподавании философии сказалось сокращение семинарских занятий, их осталось всего девять за семестр. В свое время на волне перехода к компетентностному обучению некоторые преподаватели предлагали сократить объем историко-философского и теоретического материала в пользу обсуждения со студентами на практических занятиях конкретных философских вопросов, но резкое сокращение часов на семинарские занятия делает это невозможным. За такое короткое время не всегда получается разобрать азы философии, что уж говорить об углубленном изучении или «переформатировании» стиля мышления студентов.

— А когда началось все это бесконечное укрупнение потоков студентов и сокращение часов?

— Это сложный вопрос. Стратегия построения экономики знаний в России стала меняться в 1990-е годы. В этот период в ВУЗах появилось множество новых специальностей, в связи с чем усложнились содержание и структура подготовки специалистов. Для преподавателей это означало рост учебной нагрузки. В этих условиях, по идее, надо было изменять нормы в направлении уменьшения количества студентов на одного преподавателя. Но сделали все наоборот из-за недостатка средств. Раньше на одного педагога приходилось по норме девять студентов, сейчас уже одиннадцать-двенадцать. Кроме того, из программы исчезли консультации, семинары по специальности. С этой же целью укрупнялись потоки, сокращались аудиторные часы в пользу самостоятельной работы и дистанционных форм обучения.

В этих условиях для поддержания качества образования нужно искать новые формы работы, использовать возможности информационных технологий. Это непростые задачи, для их решения нужны стимулы, нужен энтузиазм. Чтобы преподаватели не стояли в оппозиции к таким нововведениям, принимаемые решения должны предварительно обсуждаться, дискутироваться. И студенты должны понимать, что происходит, чтобы четко видеть для себя перспективы, связанные с получением образования. Хорошо, что у вас возникают такие вопросы.

Сейчас образование постепенно изменяется в сторону практико-ориентированного обучения, правда, за счет утраты фундаментальности, снижения теоретического уровня подготовки, выхолащивания исследовательского компонента. Все эти знания для базового уровня образования объявлены «избыточными». По идее, они перемещаются на более высокие уровни образования — в магистратуру, аспирантуру, однако практика показывает, что обучение в магистратуре часто не является полноценным из-за того, что большинство магистрантов совмещает учебу с работой, и работа находится у них в приоритете.
Афинская школа, фреска работы Рафаэля, 1511 г.
— Скажите, а как сейчас «живет» кафедра философии в нашем университете и ее студенты?

— В настоящее время по направлению «философия» у нас обучаются магистранты первого и второго курсов по профилю подготовки «социальная философия». К сожалению, уже несколько лет нет набора на бакалавриат «философия», последний выпуск бакалавров состоялся в 2014 году. Поэтому мы приглашаем к обучению в магистратуре выпускников всех направлений бакалавриата, кому интересна социально-философская тематика.

Надо сказать, философия никогда не было массовой специальностью, даже в советское время высокий конкурс на философские факультеты держался, в том числе из-за того, что их было всего шесть на всю страну. Но это не значит, что интереса к философии нет. Каждый год среди абитуриентов есть те, кто хотел бы учиться именно на философии. На нашей кафедре в рамках профориентации уже пятый год с октября по март работает философская школа «Логос», где проводятся олимпиады по философии для школьников и студентов. Для выпускников бакалавриата любых направлений подготовки магистратура по философии — идеальный выбор. На нашей кафедре работают восемь докторов и четверо кандидатов наук и, что очень важно, есть перспектива дальнейшего научного и профессионального роста: аспирантура и диссертационный совет по трем научным специальностям.

— Для абитуриента и его родителей очень важен вопрос дальнейшего трудоустройства. Кем чаще всего работают выпускники, которые закончили бакалавриат или магистратуру по философии?

— Среди наших выпускников много преподавателей, работающих практически во всех вузах Волгограда, а также в других городах — Санкт-Петербурге, Норильске. Большинство из них имеют ученые степени и звания. На протяжении последних пятнадцати лет смена поколений философских кадров волгоградских ВУЗов обеспечивалась в значительной степени за счет наших бывших студентов.

Помимо этого, выпускники-философы могут реализовать себя в тех сферах управленческой и экспертной деятельности, где требуются аналитические способности и навыки интерпретации, которые в связи с изъянами сегодняшнего образования становятся все более дефицитными на рынке труда. Философия в силу своего абстрактного характера как никакая другая дисциплина учит формулировать гипотезы, критически относиться к фактам, проблематизировать, концептуализировать и интерпретировать любые содержания. По части этих компетенций наши выпускники обладают преимуществом перед представителями других специальностей, ведь навыки рассуждения, аргументации вырабатываются и закрепляются только на практических занятиях.

Кроме того, философы профессионально работают с текстами, поэтому из них получаются прекрасные издатели, журналисты, рекламщики. Еще одной перспективной сферой приложения полученных знаний для философа является экспертная деятельность. Она включает в себя лингвистическую, религиоведческую, культурологическую экспертизу, а также экспертизу социокультурных проектов. Вариантов очень много, почти в каждом гуманитарном направлении вчерашний студент-философ сможет найти себя.

— Светлана Борисовна, вы упомянули, что в школе «Логос» философию изучают старшеклассники. В каком возрасте лучше всего начинать овладевать столь специфическим знанием?

— На этот счет есть разные мнения. Например, советский философ Мераб Мамардашвили считал, что лучше начинать преподавать философию в старших классах. Действительно, в этом возрасте у ребят еще очень гибкое, незашоренное мышление, высокая степень восприимчивости к нетривиальным способам вопрошания и рассуждения. С другой стороны, они уже достаточно взрослые, чтобы иметь свою личностную позицию, и приобщение к философии очень благотворно сказывается на формировании мировоззрения и системы убеждений. И да, было время, когда философию преподавали на старших курсах, и в этом был свой резон: студенты уже имели солидный багаж знаний, не только помогающий разобраться в спорных вопросах, но и позволяющий использовать методологический потенциал философии.

— Какими вы видите перспективы развития философии в образовательном пространстве страны и региона?


— Нынешнее время нельзя назвать благоприятным для развития философии. Практическая ориентация образования, поддержка программ подготовки естественнонаучного профиля, приоритеты при распределении финансирования грантов — все это не в пользу философии и вообще теоретических дисциплин.

Однако мне кажется, что многое зависит и от инициативы самих философов. Когда я приехала в Волгоград после окончания философского факультета в 80-е годы, здесь не готовили философов. Но в 90-е годы ВУЗам предоставили большую свободу в открытии новых специальностей, и в ВолГУ по инициативе Николая Викторовича Омельченко и Соломона Элиазаровича Крапивинского, при поддержке руководства университета и благодаря большой работе всех

Николай Викторович
Омельченко
доктор философских наук, академик Академии гуманитарных наук, профессор, бывший декан факультета философии и социальных технологий Волгоградского государственного университета.
сотрудников кафедры философии удалось открыть нашу специальность. От философского сообщества в первую очередь зависит, будут ли в философии видеть бесполезную кабинетную науку или необходимый, незаменимый инструмент решения общественных проблем. Чтобы развиваться, философия должна преодолеть изоляцию, нужно активно сотрудничать с представителями других специальностей, региональными структурами власти, различными социальными институтами.



— Вы сказали про взаимодействие с другими специальностями. Расскажите об этом подробнее.

Соломон Элиазарович Крапивенский
профессор кафедры социальной философии, доктор философских наук, бывший профессор Волгоградского государственного университета.
Без междисциплинарных взаимодействий сейчас не обойтись ни одной отрасли знания. Философия также ориентирована на интеграцию...
...на решение исследовательских задач совместно с другими науками. Плодотворными могут оказаться научные контакты с лингвистами, филологами и представителями других специальностей, связанных с языком. В современной философии такие ведущие направления как структурализм, постструктурализм, постмодернизм, герменевтика занимаются исследованием языковых практик, работают с концептами и различными видами дискурса. Еще философия тесно взаимодействует с социологией и социальной психологией. Практически невозможно провести разграничительную линию между теоретической социологией и социальной философией.

Один из способов взаимодействия наук — это совместный грантовый проект. У нас есть опыт такого сотрудничества, например, с кафедрой социальной работы. В 2014-2015 гг. сотрудники нашей кафедры были соисполнителями гранта РГНФ и правительства Волгоградской области под руководством Е. Н. Васильевой «Социально-экономическая и инновационная активность молодежи: критический дискурс-анализ и социологическое исследование факторов формирования».

— Не так давно кафедра философии выиграла грант, верно?

— Да, в 2014-2015 году мы выполняли исследование по гранту РГНФ «Влияние уровня институционального доверия в высшей школе на показатели качества образования (на примере ВУЗов г. Волгограда)». Помимо сотрудников нашей кафедры в научный коллектив входила доцент кафедры психологии О.В. Голубь. Нам было интересно, какой тип доверия доминирует в отношениях между участниками образовательного процесса — личностный или институциональный, и как это сказывается на качестве образования. Когда мы формулировали рабочую гипотезу, оказалось, что проблему доверия в образовательном процессе по-разному видят не только преподаватели и студенты, но и представители разных поколений педагогов. Воспитанные в традициях «старой» школы придавали большое значение личности преподавателя и были уверены, что для обучающихся преподаватель значим не только как профессионал, носитель знаний, но и как личность, авторитет, важны его ценности, убеждения. Молодые сотрудники кафедры были уверены, что для современного студента доверие к преподавателю ограничивается его профессиональными функциями, уровень которых подтверждается научной степенью, званием, опытом работы.

— И каков был результат исследования?

— Предположение наших молодых коллег подтвердилось: для студентов более значимым оказалось институциональное доверие к преподавателю как носителю профессиональных знаний, обладателю социального статуса и связанных с ним функций, чем к его личности. Причем эта тенденция наблюдалась и на младших, и на старших курсах. Я думаю, что отчасти это связано с тем, что в современном обществе (отчасти благодаря социальным сетям) не только в значительной степени разрушилось приватное пространство человека, в том числе дистанция между преподавателем и обучающимся, но и снизились требования к личности вообще и педагога в частности. Поэтому личностная позиция и авторитет уже не так значимы, как всякого рода «функционалы».

— Это хорошо или плохо?

— Это данность сегодняшнего времени. Но то, что личность теряется за «функционалом» настораживает…
Made on
Tilda