Александр Акулиничев
Марсель Пруст:
человек меж
времен


В истории мировой литературы Марсель Пруст являет тот редчайший пример писателя, который, с одной стороны, был плоть от плоти фигурой своей эпохи, а с другой — образом мышления предвосхитил эпоху грядущую. Ни до, ни после рубежа XIX–XX вв. западная цивилизация не была так очарована многочисленными происходящими с ней переменами, не смотрела с таким восторгом в будущее: каждый год приносил новые научные открытия и в корне менявшие жизнь изобретения, идея неумолимого прогресса довлела над всеми прочими. Тем поразительнее желание одного из лучших представителей этой цивилизации оглянуться назад, всмотреться в собственное и общественное прошлое, отыскать и сохранить утраченное время.
Последователь Эйнштейна
Кадр из х/ф "Леопард", Л.Висконти, 1963 год
Семитомная эпопея «В поисках утраченного времени», opus magnum Марселя Пруста, ценится большинством читателей и историками как чрезвычайно точный и богатый деталями слепок с жизни аристократического сословия второй половины XIX — первой четверти XX века. Пожалуй, из всех творцов минувшего столетия только кинорежиссер Лукино Висконти с такой же скрупулезностью запечатлевал великосветские нравы и черты характера, канувшие в Лету вместе с их носителями. В чем-то он пошел даже дальше Пруста — впрочем, будь у литератора возможность, как позже у Висконти, воссоздать ради художественного эксперимента старинную родовую усадьбу (фильм «Леопард»), он, несомненно, сделал бы это.

Однако читатели, по-настоящему влюбленные в Пруста, а также философы и психологи высшим достоинством его книг называют не блестяще описанные быт и нравы. Важнее — то, как автору удается передать функционирование человеческой памяти, разложить на составные части механизмы припоминания и забывания, словами выразить процессы погружения в сон и пробуждения. Опираясь на идеи своего современника и соотечественника Анри Бергсона, французский писатель создал масштабную — 3200 страниц! — иллюстрацию понятия «психологическое время». По Бергсону и Прусту, ощущение времени сугубо ситуативно и индивидуально: события 20-летней давности порой воспринимаются острее, чем вчерашние, а иные секунды кажутся более долгими, чем многие минуты и часы. Сегодня нейрофизиологи успешно изучают клеточную основу этих особенностей памяти — но 110 лет назад такой подход был подлинным прорывом. Недаром идеи двух французов сравнивали с теорией относительности Альберта Эйнштейна — самым прогрессивным взглядом на мир, какой только можно было представить в 1906-м, году, когда словосочетание «теория относительности» было применено впервые, Пруст бросил заниматься переводами в пользу собственного творчества, а революционной книге «Материя и память» Бергсона исполнилось 10 лет.
Лечение воспоминаниями
"... Вкус этот был вкусом кусочка мадлены, которым по воскресным утрам в Комбре угощала меня тетя Леония, предварительно намочив его в чае или в настойке из липового цвета..." Марсель Пруст, "В сторону Свана"(1913). Коллаж Антонелло Сильверини
Ключевой образ прустовской эпопеи — поток воспоминаний, который уносит героя, вдохнувшего знакомый запах или ощутившего полузабытую сладость. «И как только я вновь ощутил вкус размоченного в липовом чаю бисквита, которым меня угощала тетя <…>, в то же мгновенье старый серый дом фасадом на улицу, куда выходили окна тетиной комнаты, пристроился, как декорация, к флигельку окнами в сад, выстроенному за домом для моих родителей. <…> Весь Комбре и его окрестности — все, что имеет форму и обладает плотностью — город и сады, — выплыло из чашки чаю», — такова, наверное, самая известная цитата из романа «В сторону Свана».

По мнению исследователя Эдуарда Бизюба, технику припоминания, а точнее досконального восстановления в памяти минувших событий Пруста научили применять в клинике Поля-Огюста Солье. Этот доктор, по сути, практиковал психоанализ задолго до того, как тот стал повсеместным во французских медицинских учреждениях. 34-летний Марсель обратился к Солье в конце 1905 года, чтобы избавиться от мучившей его бессонницы, и доктор вынуждал писателя снова и снова переживать тот момент, когда симптомы заболевания проявились в первый раз. Более того, Солье требовал погружаться в прошлое настолько глубоко, чтобы вся атмосфера случившегося воссоздалась с максимальной полнотой. Прусту пришлось вспоминать наиболее травматичный свой опыт: смерть любимой матери, случившуюся несколькими месяцами ранее, через два года после отцовской.

Язвительные авторы статей о Прусте в глянцевых журналах часто называют Жанну Клеманс-Вейль, мать писателя, «единственной женщиной, которую он когда-либо любил» — намекая на гомосексуальность Марселя. Отношения сына и матери вправду были удивительно близкими: первый в мельчайших подробностях рассказывал и о своих переживаниях, и о незначительных делах, а вторая помогала ему с переводами книг Джона Рёскина — Марсель не владел английским и по большей части редактировал работу Жанны Вейль. Неудивительно, что траур стал тяжелым периодом не только психологически, но и физически: первый месяц после материной смерти писатель почти не выходил из собственной квартиры и совсем лишился сна. Сам Пруст говорил об этом как о парадоксе: если в обычное время сон давал возможность отдохнуть от впечатлений дня, то теперь наоборот, бодрствование помогало преодолевать боль утраты, держать эмоции в узде. Хуже того — бессонница подогревалась чувством вины: Марсель был уверен, что мать подорвала собственное здоровье, переживая за сына. Было о чем переживать: с малых лет мальчик страдал от тяжелой астмы.

В пробковой комнате
Будьвар Осман, Париж. Художник Гальен-Лалу Эжен
Первый приступ астмы случился с Марселем в 9-летнем возрасте, и в дальнейшем каждое потрясение усугубляло болезнь: если поначалу она беспокоила его преимущественно весной, то затем продлилась на все лето и осень, превратившись, в конце концов, в круглогодичное мучение. Уже тогда врачи понимали двоякую физиолого-психологическую природу этого заболевания, и советовали юноше беречь нервы и соблюдать режим. Докторов Пруст не любил, оттягивая каждое обращение к ним до того момента, когда терпеть боль становилось невозможно, — а потому и к советам по поводу режима прислушивался слабо.


За писателем закрепилось реноме светского повесы и бездельника, хотя работал он гораздо больше, чем может показаться
К тому же, будучи сыном пусть и признанного и великолепно образованного, но все-таки не знатного врача-гигиениста Адриена Пруста, молодой Марсель мечтал пробиться в высший свет и обрасти ценными знакомыми. Это стремление приводило к тому, что из постели он поднимался в 5–6 часов вечера, а в салонах просиживал до утра. Правда, после краткой попытки окончить юридический факультет Сорбонны начинающий литератор попробовал устроиться на работу в библиотеку — однако даже 5-часовой рабочий день оказался для его организма чрезмерной нагрузкой, и серия бесконечных отпусков за свой счет все-таки заставила руководство избавиться от такого «специалиста». За писателем закрепилось реноме светского повесы и бездельника, хотя биографы отмечают, что работал он гораздо больше, чем может показаться: к тридцати годам познания Пруста в области искусства, философии и литературы были совершенно колоссальными.

Над эпопеей «В поисках утраченного времени» писатель начал работать в 1909 году, переехав в 2-комнатную квартиру на бульваре Османа в центре Парижа и, наконец, более-менее оправившись от смерти родителей.
Главная прустовская легенда: он отказывается от светской жизни, запирается в комнате, целыми днями спит, а ночами — пишет.
Образ полубезумного болезненного затворника, якобы обившего стены в доме пробкой от лишнего шума, стал поначалу препятствием для литературной карьеры: связей в нужных кругах у писателя нет, а те, что имелись, были утрачены — значит, и публиковать его опус никто не рискует (первую из семи частей, «В сторону Свана», приходится издавать на собственные деньги). Зато первые положительные отзывы дали обратный эффект: существует, ведь такой гений, которого мы не замечали из-за его странностей!

Каждый из семи томов Пруст дробил на более мелкие и издавал один за другим, поэтому уже с середины 1910-х гг. стал получать многочисленные отклики критиков и читателей. Он вступал с ними в переписку, подробно разъясняя отдельные моменты и призывая не судить о произведении, пока оно не выйдет в свет целиком. Однажды ему написал некий Гарри Сван, недовольный тем, что у прустовского героя такая же фамилия, — Марселю пришлось раскрывать историю прототипов персонажа, чтобы успокоить возмущенного читателя. Тогда же автор эпопеи впервые всерьез задумался о смерти: он вдруг осознал, что весь массив отправленных им писем будет опубликован — и так переживал по этому поводу, что даже консультировался со знакомыми юристами о возможности запретить публикацию писем. Но — быстро смирился: внимание к своей персоне он все-таки любил.
Умирающий гений
Кадр из х/ф "Обретенное время", режиссер Рауль Руис, 1999 год
Здоровье писателя резко ухудшилось с 1920 года, о чем свидетельствуют и рукописи: то он забудет закончить письмо и отправит его оборванным на полуслове, то дважды убьет какого-нибудь персонажа романа или воскресит уже погибшего. Он постоянно простужался, иногда усугубляя положение необдуманным приемом лекарств: например, в мае 1922 года Пруст сжег себе пищевод и желудок сухим адреналином. Литератор попеременно глотал успокаивающие и тонизирующие медикаменты, что приводило к головокружениям и обморокам — так что к осени 1922-го 51-летний мужчина лишился даже сил встать с постели. Навестивший его писатель Андре Жид оставил в дневнике заметку: «Когда-то я был уверен, что Марсель использует свою болезнь только как предлог не выходить из дома и заниматься романом, но теперь я вижу: он на самом деле болен».

Но даже в этом состоянии Пруст продолжал работать, отказываясь от всякой врачебной помощи. Очередная простуда в октябре 1922 года свалила его с ног, переросла в пневмонию и абсцесс в легких, который в итоге вызвал заражение крови. Писатель пил только кофе с молоком и принесенное друзьями пиво из ближайшего кафе — он перестал даже есть, все свои последние силы бросив на диктовку очередных глав романа. В ночь с 17 на 18 ноября он допоздна давал служанке Селесте Альбаре указания, что делать с рукописями, а под утро попросил не выключать в комнате свет — потому что боится стоящей в углу женщины в черном. Только когда он оказался в почти полном забытьи, к нему смог попасть врач — лишь для того, чтобы сделать укол камфоры и неудачно поставить банки, вызвав у больного лишние страдания.

Когда доктор ушел, Марсель Пруст скончался. «Его похоронили, но всю эту ночь похорон в освещенных витринах его книги, разложенные по трое, бодрствовали, как ангелы с распростертыми крыльями, и для того, кто ушел, казалось, были символами воскресения…» — это те самые слова, которые он надиктовал Селесте накануне: посвящены они смерти писателя Бергота, героя неоконченной эпопеи.


Made on
Tilda