Анжела Патракова
Копирайт, писательская мастерская, slogbook:
«зарабатывающий гуманитарий» — больше не оксюморон


Те, у кого есть мозги, пошли учиться на матфак.
Те, кто похуже немного — юристами и экономистами будут.
Ну, а те, кто вообще никуда не попал, добро пожаловать на филфак!
Преподаватель кафедры журналистики
и медиакоммуникаций ВолГУ

«Кто? Филолог? Книжки читаешь? Работаешь вообще где-то?»

Такие вопросы для представителей всевозможных гуманитарных профессий — не редкость. Гуманитариев часто считают эстетами, витающими в облаках. Эдакими членами Пиквикского клуба, что «наблюдают человеческую натуру» и упиваются своей духовностью, бесполезной в прикладном смысле.

Однако филологи тоже могут зарабатывать, и зарабатывать неплохо: умение облечь мысль, концепт — в слова — во все времена котировалось высоко. Если все еще не верится — читайте интервью с Валерией Копаневой, которая в этом году закончила бакалавриат ВолГУ по направлению «Филология».
— Лера, когда ты поняла, что филолог действительно может зарабатывать?

— Я это знала всегда, потому что с 2005 года активно пользуюсь сетью ВКонтакте Павла Дурова. Это отличный пример, который всегда был перед моими глазами. Когда я слышу от своих знакомых истории про то, что их друзья-филологи не могут устроиться даже в приличную школу и еле сводят концы с концами, то для меня это звучит странно. Потому что я убеждена: филолога работа всегда найдёт, если ты действительно хорошо разбираешься в своём деле и позиционируешь себя как эксперта.

— Когда ты начала зарабатывать на постах в Инстаграм? Как я понимаю, изначально ты даже не планировала этим заниматься?

— Нет, не планировала, я была далека от такой соцсети, как Инстаграм, поскольку у меня была установка, что эта соцсеть для селфиманов и себялюбов. Я поняла, что это не так, когда во время беременности начала находить аккаунты врачей, которые рассказывали полезную информацию, развенчивали мифы и общались со своими подписчиками. Стала находить все больше и больше Инста-блогов, зачитываться ими. Так я поняла, что это мой формат, когда ты пишешь то, что думаешь/знаешь и получаешь обратную связь. Мои посты в Инстаграм приводят ко мне клиентов. Сначала люди читают мои истории или полезный контент о том, как писать тексты для соцсетей, а затем они понимают, что им нравится и они хотели бы, чтобы я писала посты для их бизнес-аккаунта, например. Когда я только начала вести блог в Инстаграм, ко мне обратились представители калининградской фотошколы, которые спросили, сколько стоят мои услуги по написанию текстов для их аккаунта в Инстаграм. А я даже не знала, что есть такой спрос. До этого я работала копирайтером для сайтов, но не для соцсетей. Я быстро сориентировалась и начала принимать подобные заказы на разные тематики.

— Кстати, кем ты себя видела, когда поступала на филологию?

— Я видела себя писателем. Когда уже стала учиться, то поняла, что на филфаке писательским навыкам не учат: нет отдельного предмета по технологии написания текстов/ рассказов/ романов (максимум, как писать научный текст). Нет даже такого практического и необходимого, на мой взгляд, предмета как основы копирайтинга. Мне пришлось и до сих пор приходится погружаться в эту тему самостоятельно. Будь такой предмет в программе, я уверена, что студенты-филологи точно стали бы работать с первого курса и получать за это больше, чем официально получают преподаватели в университете.
Заказчик сам меня находит, ему нравятся мои тексты, и он уже знает, чего от меня ожидать. Цену за тексты назначаю я
— Давай кратко о том, что такое копирайт и как на этом можно зарабатывать деньги?

— Копирайтинг — это написание идейных или авторских текстов с нуля, причём сейчас это уже не только рекламные тексты, это могут быть тексты для блогов, бизнес-аккаунтов с нараттивными историями о товаре/ услуге и многие другие форматы, которые решают какую-то проблему заказчика. Зарабатывать на этом можно двумя способами:
1. На сайтах для фрилансеров, где постоянно поступают заказы от людей на написание тех или иных текстов. Минус такого пути: на этих сайтах ищут того, кто сделает дешевле. Соответственно, вы пишете много/ получаете мало (первое время - точно). Лично я от сайтов для фрилансеров отказалась практически сразу, но кому-то нравится.
2. Вести свой блог в любой из соцсетей, но при этом написать, что вы принимаете заказы на написание/ редактирование текстов. Пока на этом пути я минусов не обнаружила. Заказчик сам меня находит, ему нравятся мои тексты, и он уже знает, чего от меня ожидать. Цену за тексты назначаю я, тем самым оценивая свой труд по достоинству.

— Какие тексты тебя обычно просят написать на заказ?

— В основном, это так называемые "продающие" тексты. Это не реклама в лоб, типа "благодаря этому массажеру моя спина не знает боли". Там цельные истории/ нарративы, где цель — не только в том, чтобы читатель вытащил кошелёк и побежал покупать. Это общение с клиентами, разъяснение, кому/ зачем/ почему этот товар необходим, какую проблему он решает и т.д. Это тот же блог, но только с возможностью продаж. Безусловно, есть уже определённые работающие схемы, но никто не запрещает эти схемы нарушать, пробовать нечто иное или креативить.

— Сколько у тебя сейчас стоит один пост в Инстаграм?

— Один пост в Инстаграм — 300-500 р. В месяц заказчику нужно от 10 до 30 постов. Количество заказчиков не ограничивается строго, но в месяц в среднем до 10 человек параллельно веду. Сейчас мне больше интересны консультации. Когда я на основе того, что человек уже пишет, составляю анализ основных ошибок/ проблем в текстах, а человек уже дальше сам исправляет и учится писать самостоятельно. Я убеждена, что никакой копирайтер лучше самого заказчика не расскажет о его продукте или услуге (пусть даже заказчик и не владеет всеми навыками написания текстов). Стоимость консультаций варьируется от 1500 и дорожает в зависимости от сложности запроса.
Инстаграм даёт чёткое понимание того, что границ не существует. У меня клиенты по всему миру: Париж, Тайланд, Нью-Йорк и др.
— По-твоему, Инстаграм сегодня — самая эффективная площадка для PR-продвижения?

— Однозначно да, потому что только Инстаграм позволяет быть с человеком в моменте, следить за его жизнью чуть ли не по часам. В этой соцсети ты можешь легко фильтровать контент, который хочешь получать, подписываться на людей со всех точек мира. Доходит до смешного: ты можешь быть никому неизвестен в Волгограде, но тебя читает огромное количество людей в Нью-Йорке, например. Или в любом другом городе или стране. Инстаграм даёт чёткое понимание того, что границ не существует. У меня клиенты по всему миру: Париж, Тайланд, Нью-Йорк и др. Если даже ты не можешь найти работу в "офлайн", то в онлайн-реальности ты можешь быть очень даже востребованным специалистом.

— В твоем Инстаграме множество оригинальных и довольно простых советов для тех, кто хочет научиться писать. Каково тебе, человеку пишущему, которому, собственно говоря, и не нужны никакие особые техники и методы, разбирать процесс создания текста на отдельные части и стадии?

— Я заворожена этим процессом. То, что я филолог, ни о чем не говорит. Повторюсь: то, что я знаю на данный момент — это мое самообразование. Поэтому я убеждена, что писать может научиться каждый. Я не говорю о художественных шедеврах и гениальной прозе, но писать хорошо может любой человек. Мои анализы методов писателей или письменные практики, которые я рекомендую — это то, что применяла сама, когда попыталась понять, как автору удалось создать тот или иной текст. Техники нельзя списывать со счетов. Хороший текст сам себя не напишет. А на талант и музу я не уповаю.

— Вообще насколько это реально — научить писать хорошо, ярко, красиво того, у кого нет к этому объективных способностей?

— Научить писать хорошо — реально, я уже вижу результаты людей, которые проходят мои консультации или подписаны на меня в Инстаграм и практикуют то, что я там даю. Многие мои друзья начали писать в своих Инстаграмах, потому что видят регулярно мои посты. Каждый день получаю обратную связь, как кто-то вдохновился моими постами и начал писать или попробовал технику. Я пишу для таких людей и готова этим заниматься всю жизнь.


— У тебя уже были мастер-классы по копирайтингу?

— У меня пока было три открытых мастер-класса. Один — в рамках поэтического вечера, где я рассказывала о полезности ведения блога для поэтов. Ещё два мастер-класса я провела для фотографов в фотошколе «Пинкфиш». В дальнейшем мы планируем ввести мои лекции в их программу. Для меня это интереснейший опыт — я буду первой, кто поговорит с волгоградцами о блогинге и текстах. Это прецедент!

— Не собираешься открыть писательскую мастерскую?

— Да, уже осенью я планирую открыть свою писательскую мастерскую SLOG. На данный момент у меня уже есть варианты площадок, где я смогу первое время проводить свои курсы по блогингу и написанию текстов, но через некоторое я планирую найти своё место. Обучение будет представлено 4-х-недельным курсом, во время которого я проведу около 6-8 лекций. В программе точно будут практические занятия, и обратная связь от меня каждому участнику. Курс будет платный, но в своей мастерской я буду периодически проводить бесплатные лекции/ мастер-классы, которые смогут посетить все желающие.

— Кого считаешь своей целевой аудиторией?

— Это молодые люди, активные пользователи соцсетей. Те, кто ощущает в себе потребность в регулярных письменных практиках, но по разным причинам не может решиться начать писать и публиковать свои тексты в соцсетях. Наибольший интерес я наблюдаю у людей, которые ведут свой бизнес или предоставляют какие-либо услуги (визажисты, фотографы, психологи, косметологи, коучи, хендмейкеры). Им важно представлять свой продукт, описывать его и уметь разговаривать с клиентами. А самое главное — им важно отличаться от своих конкурентов, сейчас они могут это сделать только через текст.
— Я слышала, у тебя есть еще один проект — Slogbook. Что это такое?

— Да, ещё одно направление, которое мне интересно, — это писать книги на заказ. Чтобы жена могла подарить мужу книгу о нем или об их семье с фотографиями и интересными рассказами, которые с ними происходили за несколько лет в браке. Или мама, которая хочет запечатлеть на память истории об ее ребёнке, чтобы со временем он сам смог перечитывать
книгу о себе. Чем моя книга отличается от фотокниги? Опять же — текстом. Я заметила, что когда люди открывают фотокнигу или кому-то ее показывают, за каждой фотографией скрыта история или на ней изображены люди, о которых интересно было бы рассказать. Но в фотокниге нет этих историй. Со временем, когда не остается рядом людей, которые могли бы рассказать истории этих фотографий, память стирается. Сейчас, когда я смотрю альбомы своих бабушек и дедушек, я не знаю ничего о тех людях, что там запечатлены. Нет дедушки, который все рассказал бы, а бабушка уже все забыла. Именно поэтому я хочу запустить свой проект. Мне кажется, что память — это важно.

— Наверняка это дорогостоящий проект, во сколько книга обойдется покупателю?

— Да, проект дорогостоящий, но не намного больше по стоимости свадебной фотокниги, например. Конечную стоимость сейчас не могу сказать, но ориентировочно — от 18 тысяч, в зависимости от сложности заказа. Этот проект я планирую продвигать через свой блог, где у меня уже установились доверительные отношения с читателями. Кому-то это может показаться интересным.

— Писательская мастерская, как и slogbook, — действительно уникальные проекты. Не боишься ли ты, что такое новое слово окажется слишком новым и странным для Волгограда?

— Я не боюсь, потому что верю в нужность своего проекта. Не переживаю, если на первый поток ко мне придёт один человек. Я буду работать и с одним. К тому же, если проект не получится в городе, то я легко запущу его на онлайн-платформе, где меня уже ждут. Но я хочу попробовать запустить курс в городе, поскольку нахожу офлайновый формат более интересным для себя.

— И последний вопрос. Ты закончила 4 курс по направлении «филология» в ВолГУ. У тебя дома муж и маленький ребенок, ты умудряешься работать и при этом обдумываешь такие масштабные проекты. Как тебе удается все совмещать?

— Чем больше я делаю, тем больше получаю энергии. Я обнаружила свою миссию и выделила чёткие цели, теперь спокойно иду к ним. Выстраиваю приоритеты, но это не значит, что я все успеваю. Например, учеба в университете (госы/экзамены) в один момент оказались у меня не приоритете, поэтому я не дотянула до красного диплома, хотя могла бы. У меня появились другие проекты, которые меня захватили, ни в коем случае не жалею, что где-то произошло упущение. К тому же, если что-то не ставлю в приоритет, то и потерями это трудно назвать. На окончание университета я приобрела все-таки многое, чем могу гордиться. Вот, обо мне даже статью напечатают.
Письменные практики от Леры
МЕТОД МАЯКОВСКОГО

Копирайтеры всех мастей уже по 10-му кругу рассказывают о "секретных секретах" и работающих формулах. Однако реклама — это не только схемы, порой разрушение этих схем приводит к непредсказуемому эффекту. Так поступил Маяковский. Его реклама:

Лаконична. Я бы рекомендовала сжимать рекламу до одного предложения. Подсказка: составляйте рекламу по 1 признаку вашего продукта.

Афористична. Создавайте рекламные афоризмы.

Рифмованна/ музыкальна. Чем легче
слог, тем легче сделать рекламу вирусной.

Злободневна. Чем больше в рекламе задействовано реалий повседневной жизни, тем привлекательнее будет ваш товар.

Визуальна/ образна. Чем ярче образ, который получает потенциальный покупатель от вашей рекламы, тем больше притягательность товара. ⠀



МЕТОД НАБОКОВА

Набоков писал на износ. Перфекционизм не позволял ему работать просто хорошо. Требовался шедевр. Цель благая, но звучит фантастически. Поэтому от Набокова блогеру можно взять: ⠀

Привычку вести заметки. Набоков записывал идеи/ наблюдения/ факты на библиотечных карточках. Пишите в блокноте или в заметках телефона детали, которые могут пригодиться вам для написания историй. Диалоги прохожих, цвет одежды, погода, интересные события. ⠀

Приступать к написанию истории тогда, когда история полностью продумана в голове.

Барочные метафоры. Сложные, интересные, парадоксальные, которые показывают ваш "изящный ум" и ювелирную работу. Важно не увлекаться, поскольку пользователи соцсетей слабовосприимчивы к витиеватости. ⠀



МЕТОД ГОГОЛЯ

Как-то раз при Гоголе рассказали анекдот про бедного чиновника, который страстно любил охотиться. Лепажевское ружье его мечты стоит 200 р. Напомню, чиновник [честный] бедный. Копил на всём и работал ишаком сверхурочно. Наконец купил. В первый же день отправился на лодочке по Финскому заливу за добычей. Положил радостно на нос лодки ружьё, чтобы не потерять из виду, и поплыл. В один момент обнаружил, что ружьё пропало. Вернулся и слёг. Жар. Горячка. Бред.

Над этой историей смеялись все, кроме Гоголя. Скорее всего, потому, что узнал в этом чиновнике себя. Вот вам и "Шинель". Все герои произведений Гоголя списаны с самого Гоголя. Как это происходит?

1. Берёте анекдот. Ваш любимый.
2. Выбираете свои отрицательные черты характера
3. Для каждой черты характера придумываете персонажа
4. Заселяете своих персонажей в город/ компанию/ магазин/ квартиру — любое место, где должно происходить событие.
5. Сталкиваете их друг с другом и смотрите, как они уживаются.

Samuel Willson
Creative director in DD agency
МЕТОД КОННЕР

Вопрос — это главный инструмент в письменных практиках. Любых. Дженет Коннер (американская писательница) разводит такие понятия, как конструктивные и неконструктивные вопросы. Я создала свой пример конструктивных и неконструктивных вопросов, чтобы вы почувствовали разницу:

Неконструктивен вопрос о причине: почему я не пишу? В поисках причины мы тратим время на то, что уже не исправить или трудно обнаружить. Даже если причина и будет выявлена, то вам скорее захочется оправдать свое ничего неделание. Но это не сдвинет вас с мертвой точки.
Конструктивно этот же вопрос звучит так: почему мне важно начать писать? Ключевое слово здесь важно. При ответе вы будете ссылаться на свои ценности и установки. С этим уже можно работать. ⠀

Вы не будете страдать от вопросов, если они будут точно выражены. И писать будет легче.


МЕТОД ДОВЛАТОВА

Представьте, что вы сидите в театре, наслаждаетесь постановкой и неожиданно для себя чихаете. На следующий день вам попадается статья о вчерашнем спектакле под заголовком типа "Кто перечихнул Гоголя?" Вы с гордостью открываете статью и понимаете, что речь не о спектакле вовсе, а о вас. Громкость вашего чиха была настолько оглушительна, что актёр не услышал реплики героини, после которой должен был вступить. На сцене воцарилась затяжная пауза, из-за которой актёр вовсе забыл свои слова и ему пришлось сделать вид, что он падает в обморок. Но при выполнении трюка актёр ломает руку, а в конце умирает. Абсурд.

Это метод Довлатова. ⠀

Задание:
1. Берёте бытовую ситуацию. Простую.
2. Наблюдаете. Или вспоминаете о своих наблюдениях.
3. Выделите деталь в вашей истории. Доведите до абсурда.
4. Любой вымысел должен быть правдоподобен. Вообще не заметно, что вы что-то придумали.
5. Не делайте выводов, дайте читателю самому понять,что вы хотели сказать.

Made on
Tilda