Виктория Рындина
Время
обыкновенного
чуда


Ах, как это мило... Очень хорошо. Спросите, что случилось? Ничего особенного. Простое «Обыкновенное чудо». Мягкая на ощупь сказка, которая не стареет и не старит, теперь и на сцене Волгоградского музыкального театра.
Из чего выжимать полноводную драму с короткими замыканиями для зрителя? Из истории про заколдованного красавца в образе медведя, который (ну, кто его просил?) влюбился в прекрасную незнакомку?

Если считывать пьесу Евгения Шварца только на уровне детской сказки, наверное, и впрямь получится очень пресно. Слишком тесно для потомственного самодура-короля и очаровательного волшебника. Прекрасная пара Эмилии и Эмиля — и те останутся под замком нерасшифрованных кодов.

В киноверсии Марка Захарова любой персонаж — как свежая роза в большой оранжерее. С каждой нужно знакомить лично. Да разве ж нужно? Кто не помнит самоцвета Леонова в вечном кутежном порыве или не притоптывает ногой в такт юмористической «А… ба-бо-чка» в исполнении Андрея Миронова? Брать такую глыбину, да еще и подавать под соусом современности — авантюра для всего театрального коллектива. Тут уж либо пан, либо… сами знаете, что.

К счастью, театр невозможно сравнить с кино. Обыкновенное чудо, не иначе. Общее либретто, знакомые до боли мелодии и щепотка волшебства постановщиков — вуаля! На выходе получается новая игра, разве что с небольшой примесью кинопрототипа. Главное, что унаследовал режиссер Музыкального театра Александр Кутявин, так это атмосферу доброй, сказочно-наивной и совершенно нетленной истории для взрослых.
И все же сказка уже другая. Куда ни глянь, везде танцуют экстравагантные секьюрити в чудаковатых париках. Эмиль щеголяет в модном кожаном фраке. Каждый артист одет как модель перед выходом на подиум, ни прической, ни костюмом не напоминая своего легендарного предшественника.

— Я очень люблю фильм «Обыкновенное чудо», но когда разрабатывала линию костюмов и причёсок, решила никому не подражать, — рассказывает главный художник театра Ирина Елистратова. — Подумала — а почему бы не проскользить по всем эпохам и не сделать микс из пышных платьев XVIII века, ультрасовременных очков и разноцветных париков? На мой взгляд, вышло очень интересно. Учитывая, какой смешной бюджет был у нас.

Скажете, что переодеть героев — дело нехитрое. Куда сложнее перекроить актерскую игру и не устроить на сцене фарсовое шоу пародий. Справились. Можно лишь облегченно выдохнуть — актеры не похожи на киногероев ни внешне, ни внутренне. В уже знакомом зрителям тандеме Валерии Головкиной и Александра Куприна солирует дама. Что уж поделать. Образ хрупкой красавицы вышел куда более энергичным, настойчивым и целеустремленным. Современные реалии или новая расстановка акцентов, но за любовь теперь воюет именно она. А он, ранимый и даже хрупкий (будто и не медведь вовсе), кивает головой в такт навязанным злодейкой обстоятельствам.
Убегая от сравнений с Андреем Мироновым, его волгоградский тезка Андрей Жданов интонирует в стиле молодого Никиты Михалкова.
Актер Леонид Маркин вот уже во второй премьерной постановке нащупывает новые грани своего актерского «я» и на время прощается с героем-сердцеедом и любимцем женщин. В ответ на скептическое «Получится ли?» зрители на «ура» принимают образотца-самодура в мюзикле «Дубровский». И вот вам новое открытие. Роль лирично-меланхоличного волшебника со шлейфом загадочности, кажется, скроена по меркам Леонида Маркина.

Убегая от сравнений с Андреем Мироновым, его волгоградский тезка Андрей Жданов интонирует в стиле молодого Никиты Михалкова. Вместо бабочки взять да и спеть бы про мохнатого шмеля, да нет рядом ни табора, ни рвущей душу гитары. И все же незабываемый образ управляющего цементирует и без того плотный фундамент основных ролей. Харизматичный, находчивый и не похожий на Миронова — кажется, за такой набор герой достоин успеха у зрителя.

А как там король? Короля еще нужно дождаться. Владимир Колявкин, как мастодонт Музыкального театра, уже совсем скоро отбросит шелуху первого прогона и непременно станет звездой на этой ярко украшенной актерской елке. Пока же он еще склеивает детали успешного образа и грешит излишней театральностью.

Заканчивать рассказ про «Обыкновенное чудо» нужно негромко… лучше вполголоса. Чудеса случаются — после нового мюзикла верить в это легко и приятно. После просмотра остается лишь один вопрос: Правда ли? Или все увиденное — просто сон наивного зрителя?
Made on
Tilda