Светлана Хохлова
Осколки детства: «Росомаха 3: Логан»


С первого своего появления на мировом экране он был образцом для подражания у мальчиков, и идеалом настоящего мужчины у девочек моего поколения. Он был прекрасен во всем: характер и манера общения, внешний облик и нравственная чистота души. С первого взгляда он полюбился многим из нас. Вы знаете, о ком я?
Логан — Росомаха. Он же Хью Джекман. Он подарил нам детство. Самый брутальный герой нашего кино-времени. Он круче Бэтмена, Человека-паука, Джокера и остальных персонажей современного кинематографа.

Три части из девяти, посвященных мутантам, людям-Икс, отведены именно Росомахе, хотя его роль имеет вес во всех отснятых частях франшизы, за исключением «Дедпула». У него своя история. Он был рожден примерно в XIX веке, так что на сегодняшний день ему больше сотни лет. Он не стареет, его организм имеет функцию быстрого самовосстановления, раны на его теле исчезают за минуту. Скелет Логана сделан из самого прочного в галактике материала — адамантия, а в тыл кисти каждой руки вживлены огромной длины клинки, острые, как бритва, способные за доли секунды разорвать все, что находится вокруг него.

Но и у этого мутанта есть слабые места. Он не ищет неприятности, они находят его сами. Росомаха потерял семью, друзей, женщин, которых любил. Он всегда был душевно несколько «замкнут» для других персонажей, но открыт по отношению к зрителю. Это рефлексирующий персонаж. Логан постоянно думает о смысле своей жизни, о своем предназначении. Уходя, он невольно оставляет за собой разруху и смерть: погибла любимая женщина, старики, приютившие его у себя во время побега из лаборатории, афроамериканская семья, позволившая ему остаться «в гостях» на пару дней. Но каждый раз как кончается очередная часть про людей-Икс, снятая с участием Росомахи, в глазах зрителя он остается героем.


В новой части Логан — зверь, ослабленный годами, но всё еще такой же сильный и волевой, как 50 лет назад. У всего, что имеет начало, есть и конец. Если когда-то «Люди-Икс» начинались с того, как Логан познакомился с Ксавьером, то рано или поздно должен был появиться сюжет о том, как мы с ними попрощаемся. Конечно, после такой великолепной трилогии, никто не примет Росомаху в неджекмановском исполнении еще лет 20. Видеть любимых героев такими — тяжкое испытание. Представьте, что когда-нибудь снимут максимально реалистичное продолжение «Гарри Поттера». Покажут растолстевшую Гермиону в окружении выводка детей и спившегося от осознания тщеты всего сущего Гарри. А Рона не покажут, потому что он умер в тюрьме три года тому назад. Каково?

Мир «Логана» удивителен и полон печали. Он производит впечатление угасающей свечи, изредка вспыхивающей ярким светом. Подобно титульному персонажу, этот мир даже не пытается бороться с отравляющими его явлениями. Он тихо доживает свой век, угрюмо бурча о чём-то своём, стариковском. Немногие по достоинству оценят авторский посыл бывалого траппера Мэнголда, приглашающего зрителей молча посидеть у костра, слушая ночную песнь ветра. И это прекрасно.

Это единственный супергерой без особых суперспособностей и дурацких трико, персонаж удивительно приземленный, реалистичный. Пил, бил морды, имел скверный, но душевный характер, был достаточно харизматичным, чтобы не затеряться, но недостаточно фриковатым, чтобы вызывать смех. Идеальный герой, которому, тем не менее, толком не смогли придумать внятной истории, хотя пытались и старались. Понятно, что эти мучения когда-нибудь нужно было прекращать, однако прекратить это по-настоящему мог только сам Джекман, что он в итоге и сделал, объявив, что после «Логана» Росомаха — всё.

Право, для завершения столь шикарной карьеры трудно придумать историю лучше — старый и усталый, постоянно кашляющий Логан и ещё более старый, усталый и окончательно теряющий контроль над собой Ксавьер отныне противостоят не Магнето, а банальной стариковской немощи, на фоне которой все эти никому не нужные антигерои — просто унылый фон, которому забывают даже придумать целеполагание. Извести всех мутантов, чтобы наплодить новых мутантов? Звучит как план!
Так на горизонте, по итогам резонного соображения, что противником Логану может быть только сам Логан, появляется девочка-мутант с адамантиевыми клинками, которая по мере продвижения сюжета оказывается его дочерью. Она — его продолжение, и вместе они — отличная команда, способная заменить собой многотысячную армию самых экипированных и подготовленных бойцов. Собственно, начиная с этого момента сюжет можно не додумывать, он будет двигаться сам собой, ведомый исключительно той самой пулей.

Мясная ярмарка имени Джеймса Мэнголда предлагает широкий ассортимент отсечённых конечностей всех форм и размеров. А также люто отрубленные головы, бешено вскрытые грудные клетки и килограммы нежнейших потрошков.

Самое чудесное, что девочка Лора Кинни (дочь Росомахи) занимается поставками мяса в промышленных масштабах наравне со взрослыми. Логан как бы тоже не прочь превратить чьё-нибудь лицо в шахматную доску парой энергичных взмахов когтей, преподнеся возмездие «плохим дядям», но мелкая просто лютует. Большую часть хронометража она харизматично молчит и буравит экранных оппонентов — поочерёдно то чернющими глазёнками, то длиннющими когтями. В принципе, изначально было ясно, что от серой мышки добра ждать не придется. Кто ж знал, что это не мышка вовсе, а личинка Чужого? Воистину достойная наследница Росомахи. Если Логан когда-нибудь отправится на покой, правильнее будет заменить его обаяшкой Лорой, чем делать перезапуск с молодым актёром.
Похоже, Мэнголд черпал вдохновение в отдельных сценах «Терминатора-2» (да и музыка Марко Белтрами неиллюзорно намекает). А почему бы и нет? Кино-то классическое вышло, стало быть, сравнения с классикой уместны.

В итоге всё вышеперечисленное делает «Логана» отличным фильмом. Но уникальным его делают любовно прописанные диалоги, заставляющие и умилиться, и задуматься, и посмеяться, и прослезиться. Конечно, до тарантиновских высот Мэнголду ещё далеко, да они ему и не нужны: в картине виртуозно соблюдён баланс между авторским кино и комикс-муви. Необыкновенный опыт.

А теперь осознайте: со смертью Росомахи закончилось наше детство. Его нет. Мэнголд, сволочь, его у нас отобрал. За последнюю часть — два раза подряд. Первый — в момент, когда «стальной» Росомаха умирал, осознавая, наконец, что у него есть дочь, ставшая самой дикой и самой большой любовью его жизни, и второй раз — когда зрителю приходит осознание того, что самая лютая и потрясающая франшиза обрела свой конец.

«Логан» мог бы стать идеальным завершением трилогии. Но вместо этого он стал идеальным завершением целой эпохи, целого жанра, целой жизни. Имеет ли смысл и дальше снимать кинокомиксы? Конечно! Потому что в мире должно быть много зверей — хороших и разных. Обидно только, что занесённых в Красную книгу нельзя клонировать. Пока что.
Made on
Tilda