Писатели-нелюдимы, корпевшие над тетрадями и почти не выходившие в свет, прижизненной славы предсказуемо не добиваются, да и после смерти часто оказываются полу- или совсем забытыми. Поразительна в этом смысле история Франца Кафки: насколько тривиальным и неприметным было его повседневное существование, настолько из ряда вон выходящей оказалась популярность спустя десятилетия. В Праге XXI века встретить портрет хмурого сухопарого Кафки проще, чем румяные щеки неунывающего солдата Швейка. Значки и магниты, календари и блокноты, футболки и сумки — тишайший Франц не поверил бы, что на всех этих вещах спустя век напечатают его фотографию, а туристы в охотку будут скупать такие сувениры. Ночные муки перед чистым листом бумаги и погубленное здоровье принесли свои плоды — о которых создатель романа «Процесс» и новеллы «Превращение», увы, никогда не узнает.
Почти все, что мы знаем о Кафке, почерпнуто из его дневников. Вел он их нерегулярно и с длительными перерывами, не утруждая себя перечислением фактов или тем более реакциями на внешние события — началу Первой мировой войны в этих записях уделено две строчки, рождению нового государства, Чехословакии, — ни слова. Отзывов знакомых о нем тоже немного, и в основном они весьма скупы: а многое ли вы могли рассказать о самом неприметном своем коллеге по работе? Приходит в 8:00, в 14:00 уходит, за весь день не произносит и полусотни слов. Благодаря двоим людям биографы заполнили лакуны в сведениях о писателе: его близкий друг Макс Брод что-то поведал сам, что-то восстановил по произведениям Кафки (которые тот просил попросту сжечь), а его последняя любовь Милена Есенская сохранила полтора десятка тетрадей с дневниковыми размышлениями Франца. Есть еще письма к Фелиции Бауэр, женщине, на которой Кафка дважды безуспешно пытался жениться, — даже более личные и самоедские, чем дневник, но куда более совершенные в литературном плане. И все: ни воспоминаний друзей о совместных кутежах, ни апокрифичных историй о встречах с Кафкой от разных случайных людей, ни бесед с журналистами.
Франц Кафка, сын торговца галантерейными товарами и дочери зажиточного пивовара, с детства находился в стрессовой среде. Во-первых, методы отцовского воспитания не отличались либерализмом: писатель вспоминал в знаменитом «Письме отцу», как в детстве он однажды ночью попросил воды — и был выставлен на балкон. «Спустя годы я все еще страдал от мучительного представления, как огромный мужчина, мой отец, высшая инстанция, почти без всякой причины — ночью может подойти ко мне, вытащить из постели и вынести на балкон, — вот, значит, каким ничтожеством я был для него», — объясняет Кафка. Во-вторых, быть немецкоговорящим евреем в Праге значило попасть в атмосферу повсеместного отчуждения, ни для кого не считаться «своим». Это, в общем-то, не причиняло интроверту Францу острой боли, но создавало постоянное давление — такое, какое испытывает Варнава, персонаж романа «Замок», дружба с которым считается поводом для насмешек и недоверия.